Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрещение принудительного труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.
Запрещение дискриминации в сфере труда
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Юридической гарантией защиты является предоставление гражданину, считающему, что он подвергся дискриминации в сфере труда, права обратиться в федеральную инспекцию труда или в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда (ст. 3 ТК).
Вместо призыва в армию
Тылоополчение — одна из самых малоизученных категорий принудительного труда. Она представляла собой систему военизированных трудовых формирований, куда в принудительном порядке направлялись граждане, не допущенные к несению военной службы с оружием в руках (лишенные избирательных прав по Конституции — «лишенцы», пораженные в правах по решению суда, высланные в административном порядке и др.). Контингент тылоополченцев пополнялся преимущественно из четырех основных источников: «кулаки», торговцы, кустари и их дети и иждивенцы; «религиозники»; лишенные избирательных прав по решению суда; административно ссыльные.Вместо призыва в армию
Впервые тылоополченцы как специальная категория появились в годы гражданской войны. В части тылового ополчения зачислялись так называемые «нетрудовые элементы».
ДОКУМЕНТАЛЬНО «Медпомощь отсутствует, человек полумертвый должен работать, т.к. лекпом освобождения не дает, он находится под влиянием комроты, а комроты заинтересован побольше выставить рабсилы, и по этому случаю приходится нашему тылоополченцу очень плохо. Вот главные недостатки. Мы просим Вас, т. Ворошилов, по этим извращениям ударить, тогда мы убедимся, что о нас заботятся, а то все пали духом, и даже 10 человек сбежали. Так как подписи собирать не рекомендуется, то пишу один и прошу фамилию скрыть». Иван Гаганов, 10 мая 1934 г.
Ответственность за принудительный труд
Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.
В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.
Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.
Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.
Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.
В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.
Кто ответит за принуждение к труду?
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 4
КТО ОТВЕТИТ ЗА ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ?
По мнению автора статьи, вопросы привлечения к ответственности лиц, использующих принудительный труд, фактически выведены из сферы государственного регулирования. Как распределяется ответственность, на кого она возлагается, что следует изменить в действующем законодательстве, читайте в материале.
Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом правовой системы, частью механизма реализации прав и обязанностей субъектов правовых отношений, одной из важнейших гарантий реализации этих прав и обязанностей [1, с. 15]. Вместе с тем вопросы, связанные с пониманием юридической ответственности, являются дискуссионными в теории права.
Понятие юридической ответственности
При раскрытии сущности юридической ответственности прежде всего необходимо отметить ее социальный характер, т. к. возникает она, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. При этом юридическая ответственность как вид социальной ответственности с объективной стороны отражает общественную природу человека и регуляцию общественных отношений социальными нормами, а с субъективной стороны она характеризуется свободой воли человека [2, с. 215].
В науке при исследовании вопроса юридической ответственности выделяют два подхода. Первый подход соотносит юридическую ответственность с правонарушением, понимая ее только в негативном аспекте. Так, И. С. Самощенко и М. Х. Фарукшин рассматривают юридическую ответственность как последствие правонарушения, как ответственность за прошлое, за совершенное противоправное деяние [3, с. 43]. Следовательно, согласно этому подходу юридическая ответственность — это обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения, и, пока человек надлежаще выполняет свои обязанности, ответственности он не несет.
Второй подход предполагает, что юридическая ответственность — это целостное явление, имеющее различные формы реализации, сориентированное не только на прошлое, но и настоящее и будущее поведение субъекта, соответственно, рассматривается она как в негативном, так и в позитивном аспектах. Так, П. Е. Недбайло считает, что «у человека возникает ответственность уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей, а не только тогда, когда он их не выполнит или станет действовать вопреки им» [4, с. 52]. Известный ученый М. С. Строгович о [5, с. 73]. О. В. Смирнов утверждает, что «уже само закрепление в правовых нормативных актах обязанностей наемных работников и предпринимателей-работодателей предполагает позитивную ответственность за их выполнение» [6, с. 77].
Отдельные ученые понимают юридическую ответственность как обязанность дать отчет в своих действиях. При этом Б. Т. Базылев считает, что юридическая ответственность — это «обязанность субъекта общественной жизни действовать в соответствии с требованиями правовых норм» [7, с. 26].
Некоторые исследователи определяют юридическую ответственность через категорию правоотношения. Так, И. Н. Сенякин полагает, что «юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права» [8, с. 447].
Выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную.
Принуждение к труду
Анализ действующего трудового законодательства позволяет сделать неутешительный вывод: привлечение к ответственности за принуждение к труду возможно лишь в рамках общих норм, устанавливающих ответственность за те или иные противоправные деяния. Так, ст. 419 ТК РФ предусматривает привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном ТК РФ, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Вместе с тем необходимо отметить, что в трудовом законодательстве была попытка установить ответственность за принуждение к труду в отдельной норме. Так, в первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в РСФСР» (далее — Закон о занятости) в ст. ст. 43 и 45 предусматривалась административная ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке, для лиц, виновных в незаконном привлечении или принуждении к труду.
К сожалению, в действующей редакции Закона о занятости (ред. от 27.07.2010) аналогичные нормы отсутствуют. Сначала они были исключены Федеральным законом от 20.04.1996 N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающим, что ответственность за нарушение закона наступает в соответствии с действующим законодательством (ст. 39). А затем эти нормы были Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» вовсе исключены из текста Закона о занятости.
Таким образом, приходится констатироват��, что на сегодняшний момент нормы трудового законодательства не устанавливают какого-либо специального механизма привлечения к ответственности за принуждение к труду, и совершенно очевидно, что предусмотренная ответственность не соответствует характеру и степени общественной опасности совершаемого деяния.
Административное законодательство
Обратимся к нормам административного законодательства. КоАП РФ содержит всего одну норму, которую с большой степенью условности можно применить к случаям нарушения запрета принудительного труда, а именно ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», устанавливающую ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде штрафа, дисквалификации и административного приостановления деятельности.
Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на:
— должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;
— лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1-го года до 3-х лет.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что субъектом данного правонарушения является должностное лицо, а не любое лицо, использующее труд других. Однако ТК РФ регулирует отношения не только между работниками и работодателями — юридическими лицами, должностные лица которых могут быть привлечены к административной ответственности, но и между работниками и работодателями — физическими лицами.
Таким образом, из сферы действия ст. 5.27 КоАП РФ исключены работодатели — физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, что противоречит запрету принудительного труда.
Право работников на участие в управлении организацией
Данное право также является основным принципом трудового права, который выражается в следующем: работники имеют право принимать прямое участие (на общем собрании) либо посредством своих представительных органов (профсоюзов) в регулировании отношений труда и использовании нормативных правил.
Кроме общей формулировки, принцип участия работников в управлении компанией закрепляется в конкретных статьях, которые посвящены социальному партнерству (статья 27-31 Трудового Кодекса), принятию решений работодателем после ознакомления с мнением профсоюзного органа (статья 371 Трудового Кодекса), процессу расторжения трудового соглашения по установленным Трудовым Кодексом основаниям, при которых необходимо учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа (статья 373 Трудового Кодекса) и пр.
В Трудовом кодексе содержится множество диспозитивных норм, в которых отражена тенденция к расширению договорного регулирования, поскольку для возникающих рыночных отношений в приоритет становится договорное регулирование отношений в трудовой сфере для согласования интересов работающих и работодателей.
Формы принудительного труда
Хотя в большинстве стран мира принудительный труд прямо запрещен, он по-прежнему существует почти во всех странах. Главное различие между принудительным трудом и рабством заключается именно в их современных формах. Во многих кругах принудительный труд по-прежнему ассоциируется с тоталитарными странами и историческими фигурами, такими как Сталин в СССР или Пол Пот в Камбодже.
На практике, однако, различают несколько форм принудительного труда:
- Принуждение женщин или мужчин к занятию проституцией;
- Похищение людей и использование их труда в своих целях без какого-либо соображения или добровольности;
- Использование военнослужащих и военнослужащих-женщин в невоенных целях их начальством;
- Принудительное использование труда заключенных в целях реабилитации или поддержания порядка в тюрьмах;
- Привлечение работников вне их служебных обязанностей, добавление рабочих смен без дополнительной оплаты под угрозой увольнения или применения к ним насильственных действий.
О проявлении этой формы принудительного труда в России сообщила немецкая газета Die Welt. By By Жан Михаил Россия использует рабов Северной Кореи для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в Россию, более 100 граждан Северной Кореи были привлечены для строительства «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге. Их работа не регулируется российским законодательством, у них забрали паспорта, и они не могут пожаловаться, так как это поставит под угрозу жизнь их родственников на родине. Северокорейская элита использует прибыль этих рабочих в личных целях, для покупки предметов роскоши или для продвижения своей ядерной программы. Издание также утверждает, что сотни тысяч северокорейцев работают по всему миру, большинство из них — в России.
Следует отметить, что принудительный труд используется и в отношении детей. На 87-й сессии Генеральной конференции МОТ в 1999 году была принята Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Согласно этому определению, «наихудшие формы» детского труда — это практика, связанная или напоминающая рабство, торговля детьми, принудительное трудоустройство детей, вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах, использование детей для проституции, незаконная деятельность или работа, наносящая вред здоровью, нравственности или безопасности детей: Конвенция Международной организации труда № 182 от 17 июня 1999 года.
Из всего этого можно сделать вывод, что в современном мире принудительный труд никуда не исчез, а возможно даже набирает обороты, в связи с развитием технологий, отсутствием высокооплачиваемых рабочих мест, а также в связи с использованием науки на производственных предприятиях, что значительно увеличивает безработицу и вынуждает людей переходить на низкоквалифицированную и малопотенциальную работу.
Принудительный труд в СССР
Говоря об использовании принудительного труда на государственном уровне, необходимо рассмотреть советскую систему исправительно-трудовых лагерей. После Гражданской войны и захвата власти большевиками встал вопрос об экономическом развитии и индустриализации страны. В 1929 году секретарь Центрального комитета партии Сталин подписал документ, в котором говорилось о необходимости создания исправительно-трудовых лагерей. По замыслу Сталина, они должны были сыграть решающую роль в начале индустриализации.
С.А. Красильников выделил 2 этапа в возникновении принудительного труда в Советской России.
Первый этап начался в 1922 году и закончился в середине 1929 года, характеризуясь тем, что принудительный труд не рассматривался как средство экономического развития, а был простым, но эффективным средством наказания, при котором изгонялись все неугодные для власти. В это время советские власти все еще руководствовались решениями судебных органов, и масштабы карательной политики были незначительными.
Второй этап начался в 1929 г. и закончился в 1934 г. На этом этапе увеличились как масштабы, так и качество принудительного труда Красильников С.А. Советская система принудительного труда: некоторые черты и особенности ее формирования в конце 1920-х — первой половине трудовые лагеря занимали целую отрасль экономики страны. В некоторых северных и восточных регионах заключенные лагерей составляли основную часть трудоспособного населения.
Особый вариант принудительного труда был применен в 1930 году, когда были созданы отряды тыловой милиции. Это были военно-трудовые лагеря, состоящие из молодых людей, которые не подлежали призыву на военную службу из-за лишения избирательных прав, так называемых «бесправных». В этих лагерях они использовались для тяжелых строительных работ, в шахтах и так далее. Этот тип трудового лагеря был создан в интересах обороны и создания военной инфраструктуры. Эта модель трудовых лагерей просуществовала до 1937 года.
Следует также отметить значение Сибири в возникновении принудительного труда в СССР. Сибирь обладала огромным экономическим потенциалом, но из-за климата проводить индустриализацию на ее территории на добровольной основе было невозможно. Принудительный труд использовался по регионам, и были районы, где заключенных в лагерях было больше, чем местных жителей.
После смерти Сталина в 1953 году был издан указ об амнистии, благодаря которому было освобождено более 1 миллиона человек. Следует также отметить, что за весь период использования «лагерного» труда погибло более полутора миллионов человек.
Принудительный труд применялся и к другим гражданам, только в другой форме. Статья 12 Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является долгом и делом чести для каждого трудоспособного гражданина, по принципу: «Кто не работает, тот не ест»».
Право на труд и отдых
Версия для печати
Статья 37 Конституции РФ провозглашает:
«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.».
Свобода труда рассматривается в качестве основополагающего принципа рыночной экономики и демократического правового государства. Другим важнейшим принципом, на котором также основывается рыночная экономика, является свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности на основе договора.
Под трудовой деятельностью имеется в виду любой род или вид занятий человека, предполагающий применение и использование его физических и (или) интеллектуальных способностей, знаний и умений как на возмездной, так и на безвозмездной основе, как в эпизодическом, так и в периодическом либо систематическом порядке, как на основе трудового договора, так и на основе всякой другой допускаемой законом организационно-правовой формы привлечения людей к труду.
Свобода труда предполагает также возможность отказа человека от выполнения какого-либо труда вообще. Такой вариант поведения конкретного лица не влечет для него в современных российских условиях никаких отрицательных последствий, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 37 принудительный труд в нашей стране запрещен. В этом смысле данный запрет следует рассматривать и как конституционную гарантию свободы труда. Запрещение принудительного труда является одним из принципов не только российского, но и международного права. В частности, он зафиксирован в Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, которая была принята Международной Конференцией Труда в 1998 г.
Каждый в случае его привлечения к принудительному труду имеет право отказаться от его выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, равно как и в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда и, в частности, посредством его необеспечения средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (ст. 4 Трудового кодекса РФ).
Определенные виды работ, требуемые от работника, имеют черты сходства с признаками принудительного труда, и тем не менее они не признаются в качестве разновидностей такового. Перечень таких работ содержится в статье 4 Трудового кодекса РФ, например, это всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан страны; мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива.
Для подавляющего большинства граждан труд является основным источником существования. Обладание конституционным правом на труд предоставляет каждому возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Реализация данного права позволяет каждому удовлетворять постоянно существующую потребность в создании материальных предпосылок для своего нормального существования и всестороннего развития посредством зарабатываемых средств.
В условиях рыночной экономики право на труд не дополняется чьей-либо обязанностью, в том числе и государства, предоставлять каждому конкретному лицу желательную для него работу. В то же время право гражданина на труд находится под особой защитой государства, которая проявляется, с одной стороны, в обеспечении каждому работающему лицу условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, выплаты вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, охраны труда и содействия занятости, а с другой — в предоставлении различных мер поддержки лицам, утратившим работу и заработок.
Государство предоставляет каждому не просто право зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, но и возможность реализовать это право в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с Трудовым кодексом РФ охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Необходимость проведения всех этих мероприятий возлагается, главным образом в качестве конкретных обязанностей, на каждого работодателя. Трудовой кодекс также предоставляет каждому работнику возможности для защиты своего права на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда. С этой целью все работники наделяются рядом прав в области охраны труда.
Статья ТКРФ 4. Запрещение принудительного труда
Комментарий к статье 4
1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ 1998 г. (см. комментарий к ст. 10). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье Трудового кодекса тоже следует расценивать как показатель его особой значимости, которую законодатель счел необходимым подчеркнуть таким образом.
Помимо международного трудового права, нормы о запрете принудительного труда содержатся в международном гуманитарном праве, к источникам которого относятся акты общего и регионального действия. Примером первого из них может служить Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8), примером второго — Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г. Международное гуманитарное право в документах / Сост. Ю. М. Колосов и И. И. Котляров. М., 1996. С. 541 — 552).
Наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две конвенции МОТ: Конвенцию N 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. и Конвенцию N 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. 1. Женева, 1991. С. 197 — 208; Т. 2. С. 1161 — 1164). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной.
Кроме того, в правовой системе России запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Принудительный труд: что должен помнить работодатель / Читайте статьи журнала Директор по персоналу
Принудительный труд в России запрещен, что зачастую приводит к возникновению споров, ведь под определение попадают ситуации, с которыми нередко можно столкнуться на производстве. Что не обязаны делать сотрудники — читайте в статье.
Принудительный труд включает в себя работу, которую заставляют выполнять сотрудника против его воли, опираясь на основания, запрещенные Конституцией и Трудовым кодексом. Несмотря на то, что такие ситуации часто возникают в организациях, они не относятся к числу широко обсуждаемых. Но в профессиональном сообществе сложилось четкое представление о данной проблеме.
Скачайте документы по теме:
Понятие принудительного труда несколько размыто, поэтому каждый его понимает по-своему. Существует множество определений, которые сгруппированы экспертами в зависимости от ключевых элементов. Исходя из этого можно судить о том, что данная ситуация воспринимается как реальная, а не выступает в роли теоретической концепции. Ключевое слово, характеризующее определение, — «насилие».
Статья 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
- Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением ;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту ;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; - обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
В трудовом кодексе найдите примеры (не менее 10), иллюстрирующие реализацию принципов трудового права. Подберите решения Конституционного суда РФ, основанные на этих принципах.
Решение:
Основные принципы трудового права закреплены в ст. 2 ТК РФ, дополняющейся ст. 3 и 4, составляющими в совокупности 20 принципов.
Реализация принципа свободы труда проявляется в свободе трудового договора, который является, в соответствии со ст.16 ТК РФ основанием для возникновения трудовых отношений. Все, что достигнуто работником и работодателем по соглашению при заключении трудового договора по его существенным условиям, может быть изменено также по их соглашению. Например, ст. 60 ТК РФ, запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (например, временный перевод в связи с производственной необходимостью на не обусловленную трудовым договором работу на 1 месяц в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ). В ч. 1 ст. 72 ТК РФ закреплено требование о согласии работника во всех случаях перевода, в том числе при переводе на другую работу в рамках организации. На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (ст. 80 ТК РФ). Трудовой договор может прекращаться по соглашению, достигнутому сторонами договора (п. 1 ст. 77 ТК РФ).
Принцип запрещения принудительного труда и
В области оплаты труда ТК РФ запрещает какую-либо дискриминацию при установлении размеров заработной платы и других условий труда (ч.2 ст.132 ТК РФ).
Принцип защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве нашел свою реализацию в нормах ТК РФ, например при предоставлении гарантий при увольнении. Так, в соответствии со ст.82 ТК РФ, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, работнику предоставляются гарантии, заключающиеся в обязательном участии выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных: с сокращением численности или штата работников организации (предприятия); с увольнением работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, указанным в п. 2, подп. «б» п. 3, п. 5 ст. 81 ТК РФ; с проведением аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника по подп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ.
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска реализуется в ТК РФ в разд. X «Охрана труда», который предусматривает основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ) и требования охраны труда (гл. 34 ТК РФ), в том числе обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ), а также права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. ст. 219, 220 ТК РФ), и др.
Право на отдых обеспечивается действием ряда норм ТК РФ. Так, рабочее время регулируется ст. 91 – 105 ТК РФ, а время отдыха — ст. 106 – 128 ТК РФ.
Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разд. XII ТК РФ, например: рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ), или продолжительность рабочего времени педагогических работников (ст. 333 ТК РФ) и др.
Принцип равенства прав и возможностей работников реализуется в таких статьях ТК РФ, как ст.5, ст.7-9, которые не допускают установление каких-либо преимуществ или ограничений трудовых прав работников в зависимости от обстоятельств, не связанных с их деловыми качествами.
Принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда реализован в нормах о системе основных государственных гарантиях по оплате труда (ст. 130 ТК РФ и др.); о регулировании минимальной заработной платы (ст. 133 ТК РФ); о регулировании порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ); об ограничении ее удержаний (ст. 137 ТК РФ) и др.
Справедливость заработной платы обеспечивается соблюдением условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда (ст. 132 ТК РФ).
Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, реализован в ст.29-31 ТК РФ.
Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах реализован в ст.52-53 ТК РФ. Наряду с этим указанный принцип выражается в отдельных статьях ТК РФ, охватывающих социальное партнерство в сфере труда (ст. ст. 27 – 31 ТК РФ), принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ) и др.
Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений проявляется, например, в том, что не допускается установление условий договоров (включая трудовой договор) и соглашений, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если же такие условия включены в конкретный договор, соглашение, трудовой договор, то они не могут применяться (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Принцип социального партнерства, включающего право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений реализуется в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству, включающему как взаимодействие между социальными партнерами — работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления. Так указанный принцип трудового права отражен в ст.23-55 ТК РФ.
Принцип обязанности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей находит свое осуществление в порядке возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, который установлен ст.184 ТК РФ.